Советы: “Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки”

Друзья, сегодня у нас с вами познавательно-развлекательная статья. Почему познавательная? Потому что я хочу поделиться с вами несколькими приемами запоминания из книги “Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки”, к которым я часто прибегаю со своими учениками. Почему развлекательная? Потому что телеканал “Наука” очень интересно изложил основные идеи этой книги в видео, в котором профессиональный мнемотехник Константин Дудин помогает актеру Сергею Глазунову запомнить всего за два дня большой объем текста на китайском языке. Сергей при этом китайским абсолютно не владеет. 

Очень советую вам самим почитать книгу “Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки”. Она читается на одном дыхании. Кстати, если вы уже читаете книги на немецком, то советую вам прочитать ее немецкий вариант “Das merk ich mir! Erfolgreich lernen und für immer behalten.”

Для того, чтобы освоить методику запоминания, мы будем оперировать с  вами следующими понятиями: образами, системами хранения и связками.

Создаём образы

Образы – это основное правило мнемотехники. Если мы хотим запомнить какое-то слово, фразу или предложение на иностранном языке, их нужно превратить в яркий образ в родном языке. 

Как найти такой образ? Он должен быть созвучен тому слову, которое вы хотите запомнить. Например, возьмём немецкое слово “machen” (“делать”). Поищите в русском языке слово, созвучное этому немецкому слову. Что вам приходит на ум? Мне , например, “махать руками”, “махать кому-то рукой”, “маховик, маховое колесо”. Если вы задумаетесь, все эти образы передают образ “действия”, “мы делаем , производим какую-то работу”. Кстати, вполне вероятно, что русское слово “махать” действительно может иметь немецкие корни. 

Этот образ может быть даже странным, бредовым, чудаковатым. Например, немецкое слово “spielen” (“играть”). Какой образ возникает у вас?  У меня,  например, возникает образ “кокетки, которая идёт на шпильках и играет взглядом с окружающими”

Этот образ должен быть четким, ёмким, конкретным и быть одним словом. Вы можете создать себе сначала расширенный образ, как в случае со словом “spielen” и “кокеткой на шпильках”. Но затем оставить от него только одно созвучное слово. Например, немецкое слово “Sonne” (“солнце”). Какая у вас с ним звуковая ассоциация? У меня, например, слово “зонт”. Он такой же круглый, как и солнце, и в нашем воображении может быть таким же ярким, как и солнце.

Теперь переходим к следующему шагу.

Создаем систему хранения образов

После того как мы создали яркие образы к нашим иностранным словам, нам нужна система, где хранить все эти образы, чтобы легко вспомнить. В данном случае системой хранения выступают обычные физические места, знакомые нам от и до. Например, квартира, дом, в котором мы живём, кафе или место работы. То есть то место, в котором мы ориентируемся на все 100%.  

Возьмём квартиру. Представим,  как заходим в квартиру , проходим по  всем комнатам и смотрим на предметы интерьера в каждой комнате. Акцентируем внимание на  крупных предметах интерьера ,потому что именно они станут фактической  системой хранения.

Начинаем с первой комнаты и выбираем из списка  предметов интерьера только 10 самых крупных объектов. Почему только 10? Опыт показал, что в одну воображаемую комнату лучше помещать только 10 крупных и отличающихся между собой предметов. 

Теперь нужно правильно пронумеровать эти 10 объектов. Встаём в дверях комнаты и смотрим,  что находится по порядку по правую руку от нас. Начинаем нумеровать. Например, мы находимся в дверях кухни.  Первым по правую руку от нас стоит холодильник. Это объект #1.  Потом идёт обеденный стол – объект #2.  Если нам встречаются объекты  на одной вертикали, то нумеруем их сверху вниз. Например, раковина – объект #3, мусорное ведро – объект #4 и т.д.

Пронумеровав все  10 крупных объектов, проходимся  по ним ещё раз от начала до конца и обратно с конца в начало, проговаривая вслух название объекта и его номер. Это нужно, чтобы запомнить и хорошо представлять  в воображении порядок бъектов, их номера и названия.

Проделав все это, переходим к следующему шагу.

Создаём связки между иностранными словами и объектами

В данном случае мнемотехники прибегают к методу Локи.Он позволяет нам структурировать знания и создать Дворец нашей памяти. 

В той последовательности, в которой нам надо запомнить иностранные слова, связываем яркий образ слова с объектом. Например, размещаем в объекте #1 (холодильнике) “маховик” для слова “machen”. “Кокетка  на шпильках” (“spielen”)  сидит на столе (объект #2). Наше  солнце “Sonne” и его яркий образ “зонт” размещаем в раковине (объект #3). И так движемся дальше, пока не закончатся все 10 объектов. 

Что делать, когда в одной комнате закончились  все 10 объектов? Правильно. Переходим в другую комнату и делаем всё тоже самое: выбираем 10 крупных предметов, нумеруем их по порядку, начиная с правой руки, связываем яркие образы слов с объектами. 

Поначалу вам может показаться, что нахождение ярких образов  и создание системы хранения для них занимает много времени. Но это абсолютно не так. Конечно, в первый раз это займет каких-то ментальных усилий от вас. Но чем чаще вы будете практиковать это упражнение, тем быстрее это будет получаться, и вы уже не будете замечать, как на автомате ищите образы к словам. 

Отдых

Очень важным моментом в таком упражнении является отдых. Мнемотехники рекомендуют каждые 15-20 минут усиленной работы прерываться хотя бы на 5 минут отдыха. Но эти 5 минут отдыха должны быть физически активными. Встаньте разомнитесь или пройдитесь, подышите воздухом. Но не стоит в качестве отдыха использовать проверку соцсетей или блуждание по интернету. Ваш мозг не отдохнёт. В данном случае важно дать передышку работе мозга. А это можно сделать только переключившись на активный вид отдыха. 

Повторение

И ещё один из важных моментов: это постоянное повторение. Не думайте, что создав однажды образы и систему для каких-то слов, вы их запомните раз и навсегда. По мере накопления слов и расширения мест хранения, у вас будет накапливаться все больше информации, которую можно удержать в голове только непрерывными повторениями. Потому что повторение – важнейший этап запоминания любой информации. Если, повторяя , вы замечаете, что не можете связать какое-то слово с образом, а образ с объектом и местом в системе хранения, то важно вернуться и проговорить заново все свои опорные образы, а затем пробежаться по местам их хранения. Этот процесс должен повторяться до тех пор , пока вся информация  не будет вспоминаться хорошо. Только после этого имеет смысл двигаться дальше.

А теперь предлагаю вам посмотреть развлекательную часть. 

 

Удачи вам в запоминании немецких слов, предложений и текстов! 

И, как всегда, …. Kopf hoch!! 

 

Подпишитесь на рассылку, если Вы хотите следить за моими постами: