Как тренировать восприятие иностранной речи на слух

Друзья, сегодня мне хотелось бы поделиться с вами советом, как можно развивать восприятие иностранной речи на слух. Конечно, для тех, кто живет в стране изучаемого языка, этот совет не настолько актуален. Такие люди постоянно “варятся” в этом языке. Но как же быть тем, кто изучает иностранный язык, не находясь в стране изучаемого языка. 

Уверена, что многие из вас удивятся и скажут: что же здесь сложного, нужно просто слушать песни или учебные тексты, смотреть фильмы, новости или репортажи, общаться и слушать носителей языка. Все верно. Вы абсолютно правы. Но самый ключевой вопрос здесь – как слушать и как смотреть.

В период моей учебы в Мориса Тореза у нас было одно очень небольшое, но важное упражнение. Все мы русские парни и девушки изучали тот или иной язык, добиваясь совершенства владения иностранной речью. Неважно, на кого мы учились, на переводчика или преподавателя. Нам как профессионалам, важно было понять на 100 % сообщение на иностранном языке.

Упражнение это заключалось в следующем. Необходимо было прослушать запись на иностранном языке и записать услышанное точь в точь по словам и предложениям на том же иностранном языке. Легче легкого, скажете вы. Не тут-то было. Нашему мозгу всегда легче понять смысл в общем. Недаром все учебники по изучению иностранного языка предлагают после прослушивания выполнение довольно тривиальных заданий: или выбор правильного или неправильного ответа, или ответ на ключевые вопросы. Это оценивает понимание общего смысла.

Другое дело понять все сообщение предложение в предложение, слово в слово, звук в звук. Почему это так важно. Потому что когда мы пытаемся распознать каждое слово, звук или букву в прослушанном предложении, наш мозг в это время проделывает огромную активную, а не пассивную работу. В это время в мозге создаются новые нейронные связи, происходит активное восприятие и изучение иностранной речи, мы учимся. Если провести аналогию с родным языком, то каждое слово, услышанное нами от собеседника, мы всегда можем понять только потому, что знаем, как оно пишется, какой образ несет, какие звуки имеет. Эти же законы работают и при овладении иностранной речью. Сначала мы просто понимаем одно слово, потом два, три и потом уже целое предложение и текст.

Итак, как же делать такое упражнение.

  1. Находим аудио- или видеотекст или чуть-чуть сложнее, или соответствующий нашему уровню владения языка. Это может быть, например, любая аудиозапись из учебника, по которому мы занимаемся, ролик из интернета, новость. Важно, иметь или транскрипт к этой записи, или преподавателя, который сможет проверить записанный нами текст.
  2. Прослушиваем первый раз всю запись. Стараемся понять общий смысл.
  3. Прослушиваем запись повторно. В этот раз после каждого прослушанного предложения нажимаем на паузу и записываем услышанное. Важно записать все, что услышали. Если не расслышали какое-то слово, записываем просто звук или букву или часть слова. Предложение можно прослушивать столько раз, сколько нам захочется.
  4. Сверяем записанный нами текст с оригиналом или даем преподавателю на проверку. Важно выделить слова, которые мы не услышали. Это может быть жирный шрифт, курсир или другой цвет. Важно, чтобы эти слова выделялись визуально.
  5. Прослушиваем запись повторно, ведя глазами по тексту и останавливаясь во время прослушивания глазами на выделенных нами словах. Наше ухо и глаз должны зафиксировать слово, которое мы не услышали. Звуковой образ должен найти свое письменное соответствие.
  6. И наконец, прослушиваем запись, не смотря в текст. Звуковой образ слов, которые мы не услышали в первый раз, теперь должен приобрести для нас свое графическое и визуальное соответствие.

В настоящий момент я говорю на четырех иностранных языках и изучаю пятый. Не во всех странах этих языков я смогла пожить. Поэтому для меня самой при изучении каждого нового языка это упражнение является основным. Надеюсь, что и вам оно поможет в тренировке восприятия иностранной речи.

Удачи! и Kopf hoch!

 

Подпишитесь на рассылку, если Вы хотите следить за моими постами: